Главная | Семейное право | Нечаева а.м семейное право 2012

Семейный кодекс - путь к переменам (Нечаева А.М.)

Семейный кодекс - путь к переменам Нечаева А. Между ними были разные временные интервалы - от небольших в далеком прошлом до значительных много позже. Но каждый раз принимались в принципе одинаковые по своей схеме законодательные акты, касающиеся брака-развода, родителей-детей, личных и имущественных отношений между членами семьи, осиротевших детей и их устройства. Они в чем-то совпадали по своему содержанию, а в чем-то существенно отличались друг от друга, поскольку менялись требования времени, обнаруживали себя правовые пробелы, возникала необходимость усилить те или иные правовые акценты или, наоборот, освободить кодекс от отслуживших свое правовых норм.

Иначе говоря, всякий раз шел процесс его изменения, то есть модернизации, а не полной замены прежнего кодекса на вновь создаваемый, написанный заново. Вот почему трудно согласиться с точкой зрения, что в наше время предстоит создать нечто абсолютно новое. Какой бы ни была степень обновления, она не может разрушить полностью его схему, определяющую назначение семейного законодательства.

Конечно, в году произошли коренные перемены в жизни российского общества: Но от столь существенных перемен смысл, содержание семейного Кодекса не подверглись полной ломке. Следующий по счету семейный Кодекс года имел одно существенное добавление: С его появлением государственное признание получил только зарегистрированный брак, усложнилась процедура как заключения, так и расторжения брака, исчезло официальное признание равенства детей безотносительно к наличию брака их родителей, запрещалось установление отцовства.

Принятие такого закона объясняли потребностью укреплять семью. Правда, непонятно, какую и каким образом. Просто был узаконен волюнтаристский акт, имевший серьезные неблагоприятные последствия, особенно для детей, рожденных вне зарегистрированного брака. К началу х годов XX века накопилось много замечаний к тексту семейного Кодекса года.

Тем более что вскоре, в году, была принята Конституция Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик, где говорилось в ст. Понятно, что столь принципиально важные конституционные положения не могли не сказаться на тексте Семейного кодекса. Он был уже ориентирован на основные конституционные положения, предназначенные не только для брака, но и для семейного законодательства в целом. Отныне упростился порядок расторжения брака, допускалось установление отцовства, более подробно регламентировалось участие в воспитании ребенка отдельно проживающего от него родителя, предусматривался добровольный порядок уплаты алиментов через администрацию по месту работы, предметом особого внимания стали правоотношения, связанные с усыновлением, передачей несовершеннолетнего под опеку попечительство , и др.

Подавляющее большинство замечаний по этому Кодексу объяснялось желанием усовершенствовать его конкретные статьи, обогатить их содержание за счет опыта правоприменения, приблизить к защите прав, предусмотренных семейным законодательством. Таких замечаний было большинство. Но их учет не исказил полностью структуру Семейного кодекса как такового, построенного по исторически сложившейся схеме, присущей не только Российской Федерации, но и большинству других государств.

Таков традиционный, многолетний путь совершенствования Семейного кодекса, основу которого, особенно в начале XX века, составляли серьезные перемены в общественном строе, экономических отношениях, господствовавшей идеологии нашего государства, выдвигавших свои требования. В дальнейшем внимание сосредоточивалось в основном на правовой чистоте конкретных предложений по усовершенствованию действовавшего Семейного кодекса, на устранении обнаруживших себя пробелов, возникших в результате появления вопросов, требующих уточнения.

Ответы на большинство из них содержал Семейный кодекс года, уделивший внимание осуществлению и защите семейных прав, медицинскому обследованию лиц, вступающих в брак, более детальному определению порядка расторжения брака. Иным стал правовой режим имущества супругов, появилась специальная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей, существенно расширился объем прав и обязанностей родителей, появился новый раздел, посвященный формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Поэтому они были прописаны более подробно. А после принятия Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Семейный кодекс в корне изменился в части, затрагивающей устройство детей, лишившихся родительского попечения, под опеку и попечительство. Таким образом, перемены, внесенные в Семейный кодекс года, в основном относились к модернизации конкретных его статей.

Исключение составило изменение режима имущества супругов, вызванное появлением ст. Что же касается изменений действующего Кодекса, внесенных Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", то они были продиктованы стремлением подчинить сугубо личные правоотношения по семейному воспитанию осиротевших детей так называемому "экономизму", то есть идеологии вещизма, которая до сих пор была чужда России. Работа над усовершенствованием действующего Семейного кодекса имеет свои особенности. Во-первых, она проходит на фоне явного неблагополучия в сфере семьи, особенно той ее части, которая относится к обеспечению права ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Во-вторых, она тесно связана с конкретизацией причин, объясняющих необходимость переделки этого Кодекса. Что же касается разводов, то их число растет. Несмотря на все предпринимаемые усилия, остается высоким количество детей, утративших родительское попечение. В абсолютных цифрах общее количество ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, равнялось в году 74 чел.

Речь идет о детях, чье право на жизнь и воспитание в семье подвергается риску, а потому нуждается в государственной защите. Добавьте к этому детей, от которых родители отказались тотчас после рождения. Присоедините к этому наблюдающуюся социальную и духовно-нравственную деформацию в детской и подростковой среде, выражающуюся в раннем употреблении алкоголя, наркотиков, табака.

Смотри также

Практика показывает, что такое грозное явление, как детский алкоголизм, самым непосредственным образом связано с качеством семейного воспитания, чреватого лишением, ограничением родительских прав, что вовсе не редкость в наше время. Таков далеко не полный перечень обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на институт семьи, на защиту прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством.

Однако большинство из них не подвластно Семейному кодексу. Особенно если иметь в виду общепризнанную бедность детского населения, на что обратил внимание Президент Российской Федерации в своем Указе от 1 июня г. Тем не менее некоторые семейно-правовые проблемы решаются с помощью Семейного кодекса, а потому ряд его положений нуждается в обновлении. Что же касается упрека, что "семейное законодательство игнорирует начавшиеся стихийно процессы восстановления института церковного брака", то его следует считать не заслуживающим внимания, пока действует ст.

Подобного рода доводы, приводимые в обоснование необходимости вносимых в действующий Семейный кодекс перемен, не имеют серьезной аргументации. Особенно когда дается далеко не бесспорное определение благополучной семьи. Деятельности по усовершенствованию действующего Семейного кодекса предшествовала разработка общественного проекта "Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до года" в пяти книгах.

Ее текст сосредоточен на причинах общего порядка, объясняющих очевидную необходимость предстоящих перемен. Во-первых, приоритет прав ребенка так или иначе был закреплен в каждом из семейных Кодексов. Во-вторых, Конвенция о правах ребенка исходит из приоритета прав ребенка. В-третьих, весомыми доказательствами утраты приоритета родительских прав служат такие очевидные факты, как: Поэтому призыв вернуться к традициям прошлого, когда ребенок был бессловесным рабом своих родителей, как тому учили религиозные догмы, уже устарел и не имеет смысла.

Трудно согласиться и с другим доводом в пользу необходимости перемен в тексте действующего Семейного кодекса. Он заключается в том, что Кодекс года не выполняет свою основную задачу - "предупреждать, а не порождать семейные споры".

нечаева а.м семейное право 2012 твой народ

Текст рассматриваемой Концепции теснейшим образом связан с семейной политикой. Мало того, "одной из причин ослабления института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей является и несовершенство современной семейной политики", перечень несовершенств которой содержат шесть пунктов книги 1 рассматриваемой Концепции.

Однако усовершенствование Семейного кодекса всего лишь часть семейной политики как определенного направления государственной деятельности. Эта часть имеет свои особенности, цели, задачи, и ее нецелесообразно полностью смешивать с политикой вообще - более широким понятием. В противном случае конкретная задача - модернизация конкретных положений Семейного кодекса - растворится в общем потоке проблем государства, потонет в общих фразах, делающих закон неисполнимым. Процессу работы над усовершенствованием действующего Семейного кодекса сопутствовала продолжительная деятельность временной рабочей группы, сбор предложений, замечаний не только с мест, но и от различных ведомств, так или иначе причастных к применению закона, и в частности Семейного кодекса, а также научных и учебных заведений.

В результате поступило около трехсот предложений, в которых одобрялась сама идея усовершенствования Семейного кодекса. Итог проделанной работы нашел свое отражение в проекте Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации. Его текст был направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Удивительно, но факт! Ее содержание "характеризуется отсутствием целостности и системного подхода, фрагментарностью сформулированных предложений, наличием противоречий, неполнотой охвата существующих проблем".

С целью выработки согласованной позиции и принятия консолидированных решений по вопросам, касающимся совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, эта Концепция и представленные предложения были направлены на рассмотрение по существу в Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике, Экспертное управление Президента Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Астахову П.

Из тех ответов, что были получены, на наш взгляд, заслуживают особого внимания те, где перечислялись недостатки проекта Концепции о совершенствовании семейного законодательства. Поэтому делается вывод о том, что эта Концепция "представляет собой промежуточный рабочий материал, на основе которого может быть начата разработка полноценной Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации". В качестве рекомендаций для последующей работы предлагается: Ее содержание "характеризуется отсутствием целостности и системного подхода, фрагментарностью сформулированных предложений, наличием противоречий, неполнотой охвата существующих проблем".

Как итог делается вывод: Своей основательностью отличается экспертное заключение по проекту Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и Предложений по совершенствованию семейного законодательства, принятое на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 июля г.

Оно содержит аргументированные замечания, в основном критического характера. Причем не только общего свойства, но и посвященные улучшению конкретных статей Семейного кодекса. Поэтому "проект Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации нуждается в доработке с учетом высказанных замечаний, после чего требуется его широкое общественное обсуждение".

Следовательно, предстоит серьезная профессиональная работа над модернизацией. Знакомство с текстом этой Концепции позволяет заметить стремление обогатить общую ее часть за счет, в частности, ссылок на принцип семейного права, что можно объяснить отсутствием правил, ориентирующих на соблюдение норм нравственного порядка, четко определяющих цели семейно-правового регулирования, особенно там, где речь идет о семейном воспитании детей.

Даже в Своде законов гражданских ст. А во всех прежних семейных Кодексах при детализации обязанностей родителей назывались разные цели. В семейном Кодексе года говорилось и о подготовлении несовершеннолетних к полезной деятельности. Подобная цель фигурирует в ст.

Удивительно, но факт! В-третьих, весомыми доказательствами утраты приоритета родительских прав служат такие очевидные факты, как: Они в чем-то совпадали по своему содержанию, а в чем-то существенно отличались друг от друга, поскольку менялись требования времени, обнаруживали себя правовые пробелы, возникала необходимость усилить те или иные правовые акценты или, наоборот, освободить кодекс от отслуживших свое правовых норм.

Время внесло некоторые изменения в текст семейного Кодекса года - в статью 52, предусматривающую обязанности по воспитанию детей. Теперь они должны были не только заботиться об их физическом развитии и обучении, но и готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.

И только действующий Семейный кодекс ограничивается общей фразой об обязанности родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей п. А к чему их готовить - до сих пор неясно, так как трудно определить, какая в наше время, в нашем государстве господствует идеология. Ее отсутствие и пытаются восполнить путем включения в общую часть будущего Кодекса такого понятия, как принципы права.

Однако понятия "идеология" и "принципы" не во всем совпадают. Вообще включение в текст Семейного кодекса искусственно привязанных, не совсем понятных терминов лишает его признаков закона, пусть даже своеобразного за счет регулирования по-своему автономных отношений. То же самое можно сказать о включении в текст Семейного кодекса определения признаков, например, семьи, которые обозначаются по-разному в каждой отрасли права.

Или понятий "традиционные семейные ценности", "позитивное родительство". Не свободен текст проекта рассматриваемой Концепции и от различного рода уточняющих рекомендаций.

Оглавление

Например, связанных с обеспечением прав родителя, проживающего отдельно от несовершеннолетнего, касающихся спора о месте проживания ребенка после расторжения брака родителей. Те, что были, устарели, появились новые вопросы, ответ на которые не обязательно находить в самом Кодексе. Проект Концепции о совершенствовании семейного законодательства в некоторых случаях переносит в текст обновляемого Кодекса положения, которые не могут не вызывать спора. И действительно, навязать расторгающим брак родителям свою волю суд не может.

В противном случае будет иметь место неоправданное вмешательство в личную жизнь родителей, которые все равно поступят так, как сочтут нужным. А если суд обнаружит в их поведении факты грубого нарушения прав ребенка, он может инициировать применение мер его защиты. Изучение текста проекта Концепции совершенствования семейного законодательства позволило считать неприемлемыми и некоторые другие предложения.

Критическое отношение к проекту Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации вовсе не означает, что в ее тексте нет предложений, заслуживающих одобрения.


Читайте также:

  • В каком случае дареная недвижимость не облагается налогом
  • Соглашение о разделе имущества супругов нотариус стоимость
  • Право поддерживать связь с дипломатическими представительствами принадлежит
  • Как правильно составить обжалование штрафа гибдд
  • Исковое заявлении о взыскании материального ущерба рк
  • Ипотека физических лиц в сбербанке