Главная | Уголовный юрист | Уголовно процессуальное право. предварительное следствие

Предварительное расследование

Согласно статистической отчетности прокуратуры Западного административного органа г. Краснодара в г. За разглашение данных о предварительном следствии не было привлечено ни одного сотрудника. В течение анализируемого года не было всего случаев о восстановлении уголовных дел.

При этом в качестве общего признака были использованы — способ проникновения в квартиру, способ и вид упаковки сбываемых наркотиков. Решение о соединении дела было осуществлено на основании мотивированного постановления следователя. Основаниями для выделения 37 дел в отдельное производство в г.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых; 2 несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними— 4 дела; 3 иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования — 6 дел.

В течение анализируемого периода было всего три случая несоблюдения следователями и дознавателями на предварительном следствии мер не обеспечения сохранности имущества обвиняемого и не обеспечения мер попечения о детях, иждивенцах в соответствии со ст. Здесь следует отметить, что есть вероятность, что фактически таких случаев было значительно. Общие условия предварительного расследования, связанные с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением К общим условиям предварительного расследования, связанными с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением следует отнести: Действующим уголовно-процессуальным законом производство предварительного следствия возложено на следователей прокуратуры, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел РФ и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ст.

Правом на производство предварительного следствия обладают также прокуроры и начальники следственных подразделений указанных выше органов ст.

уголовно процессуальное право. предварительное следствие прав

Действующий уголовно-процессуальный закон ст. В частности, все решения о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и обоснованное проведение. Кроме этого, следователь обладает определенными властными полномочиями по отношению к органам дознания. Он вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также привлекать должностных лиц органа дознания для оказания содействия при проведении процессуальных действий лично п.

Подчеркивая важность процессуальной самостоятельности следователя, законодатель предоставил ему право при несогласии с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам расследования о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании, отмене или изменении меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производственных процессуальных действий, осуществляемых исключительно по судебному решению, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе или отстранении следователя от дальнейшего ведения следствия, о передаче уголовною дела другому следователю обжаловать их в письменной форме вышестоящему прокурору, что, в свою очередь, приостанавливает их исполнение ч.

Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие

В этом случае вышестоящий прокурор либо отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство следствия другому следователю. Аналогичные действия следователь может предпринять и в случае несогласия с указаниями начальника следственного отдела, что также приостанавливает их исполнение ч. Кроме этого, о процессуальной самостоятельности следователя свидетельствует то, что в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом требования, поручения и запросы данного должностного лица, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами ч.

Общий срок предварительного следствия, установленный законом, не должен превышать 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела ч. Указанный срок предварительного следствия в случае необходимости может быть продлен прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 6 месяцев.

В тех случаях, когда расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного расследования может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия в соответствие с действующим уголовно-процессуальным законом может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями. Следует иметь в виду, что верхний предел срока предварительного следствия ограничен сроком давности привлечения к уголовной ответственности см.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или с постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В этот срок не включается время, в течение которого производство по уголовному делу было приостановлено. При возникновении необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору для получения согласия не позднее чем за 5 суток до истечения срока расследования. По окончании предварительного следствия следователь направляет материалы уголовного дела с обвинительным заключением прокурору.

Наряду с этим ч. Вопросы, связанные с подследственностью преимущественно возникают в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, когда принимаются решения о возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений. По справедливому мнению З. Чулюкина1, тот факт, что в уголовно-процессуальном законе имеется много норм, регламентирующих подследственность уголовных дел, является одним из свидетельств наличия соответствующего правового института. Нормы данного института определяют полномочия органов предварительного следствия и дознания по расследованию определенной категории уголовных дел, условия, основания и порядок их передачи от одного органа расследования к другому, процессуальный порядок разрешения споров, возникающих между органами расследования по поводу подследственности, правовые последствия, наступающие в случае нарушения правил подследственности.

В науке уголовного процесса под подследственностью принято понимать совокупность признаков юридических свойств уголовного дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет, какой орган должен вести следствие и дознание по данному делу2. Схожее определение подследственности, в частности, дается А. Чулюкиным в качестве уголовно-процессуального института, обусловленного необходимостью разграничения полномочий органов расследования по ведению определенной категории уголовных дел.

Подследственность нельзя свести к компетенции и подведомственности, так как последние, более широкие категории. Ее нельзя также определять как полномочия органов дознания и следствия в стадии предварительного расследования. Эти полномочия гораздо шире, чем полномочия по расследованию определенного круга дел.

Под подследственностью указанными авторами понимается система установленных законом полномочий органов расследования по ведению определенного круга уголовных дел в зависимости от их юридических свойств в целях достижения четкости и оперативности при производстве предварительного расследования2. Подследственность можно классифицировать по различным признакам видам.

Как известно, каждое преступление характеризуется определенными признаками: В зависимости от конкретного признака, например от общественной опасности, законодатель относит тот или иной состав преступления к подследственности того или иного органа расследования. Когда разграничение проводится по признаку общественной опасности, налицо предметная подследственность.

Если же имеется признак субъекта преступления, можно говорить о персональной подследственности3. Сергеев выделяет в качестве таких признаков: Безлепкин полагает, что действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: Чулюкин также выделяются четыре относительно самостоятельных вида подследственности: Останин выделяют пять видов подследственности, а А.

Указанные признаки подследственности являются основными и требуют специального более подробного рассмотрения. По общему признанию основным видом подследственности является предметная, учитывающая общественную опасность преступлений. Именно поэтому в основу разграничения подследственности преступлений между дознанием и предварительным следствием законодателем положена общественная опасность деяния ст.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации ст. К подследственности органов дознания отнесен в основном ряд преступлений небольшой и средней тяжести. Дознание проводится по составам преступлений, в том числе по 37 составам преступлений средней тяжести и по 88 составам преступлений небольшой тяжести, а также по одному составу тяжкого преступления ч. По 76 из 88 составов преступлений небольшой тяжести расследование проводится органами дознания МВД России, в том числе по 5 составам ч.

Из 37 составов преступлений средней тяжести, дознание проводится по 1 составу преступления ч. Остальные 34 состава преступлений в основном расследуются органами дознания МВД России, из них 30 составов относится к исключительной подследственности органов дознания МВД, а по 4 составам ч.

Удивительно, но факт! Поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия или основания освобождения лица от ответственности.

Следствие проводится по составам преступлений средней тяжести составов и небольшой тяжести составов. По двум другим категориям преступлений тяжкие и особо тяжкие проводится следствие за вышеуказанным исключением. Из составов преступлений небольшой тяжести, по которым, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, осуществляется предварительное следствие, по 78 составам преступлений его производят органы прокуратуры причем, в соответствии с ч. Предварительное следствие органами прокуратуры осуществляется по 85 составам преступлений из составов преступлений средней тяжести, предусмотренных УК РФ, в том числе по 2 составам таких преступлений ч.

При рассмотрении на перспективу вопроса о перераспределении подследственности между дознанием и предварительным следствием, наряду с тяжестью преступления, целесообразно, на наш взгляд, руководствоваться и такими критериями, как: Такие дела требуют высокой квалификации должностных лиц, осуществляющих их расследование, значительных сроков производства, в силу чего по ним предпочтительнее проводить предварительное следствие. Говоря о подследственности органов дознания в настоящее время, то она определена ч.

уголовно процессуальное право. предварительное следствие повсюду

В литературе обращалось внимание на та обстоятельство, что содержание ст. Это представляется несправедливым, поскольку подследственность предполагает разграничение уголовных дел как между органами предварительного расследования, то есть между дознанием и предварительным следствием, так и между этими органами, принадлежащими различным ведомствам.

Еще по теме § 4. Предварительное следствие в уголовном процессе:

Переходя к рассмотрению проблемы разграничения подследственности между следователями прокуратуры и правоохранительных органов, целесообразно более подробно проанализировать указанные выше признаки, определяющие подследственность уголовных дел. Эти признаки определяют подследственность уголовных дел применительно как к органам дознания так и предварительного следствия. Основным из них является предметный родовой признак, в соответствии с которым подследственность уголовного дела определяется характером совершенного преступления, его квалификацией по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ.

По этому признаку устанавливается подследственность всех следователей правоохранительных органов — прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Подобный подход является общепризнанным.

При этом также учитываются принцип организации, условия и специфика деятельности каждого из органов предварительного следствия, поскольку от правильного определения возможностей того или иного органа при расследовании определенного вида преступлений зависит эффективность этой деятельности. Представляется, что с учетом этих обстоятельств, прежде всего наличия более квалифицированного следственного аппарата, имеющего опыт расследования сложных преступлений, к подследственности следователей прокуратуры отнесены дела о преступлениях, нарушающих конституционные права и свободы граждан, а также требующие кропотливой аналитической работы с документами.

Так, по предметному признаку следователи прокуратуры в настоящее время расследуют уголовные дела о преступлениях против: История вопроса развития института подследственности в советский период достаточно освещена в уголовно-процессуальной литературе1 и не требует специального рассмотрения Несмотря на то, что действующая предметная подследственность была установлена вступившим в действие с 1 июля года УПК РФ, вопросы ее изменения широко обсуждались до принятия нового уголовно-процессуального законодательства и продолжают дискутироваться в настоящее время.

Необходимо отметить, что высказывания об изменении подследственности прокуратуры, в частности о передаче убийств в подследственность следователей органов внутренних дел, имели место и в прежние годы. Однако эти предложения, как правило, исходили от представителей правоохранительных органов и могли быть продиктованы ведомственными интересами. Вместе с тем, предложение А.

Мыцыкова находит поддержку и в откликах на его статью прокурорских работников. С ним согласен В. Мартемьянов, который полагает, что необходимо значительное сужение прокурорской подследственности. Хотя расследование убийств, изнасилований, взяток всегда относилось к ведению следователей прокуратуры, им оспаривается довод о том, что следователи органов внутренних дел подобные дела не могут полноценно расследовать в виду отсутствия опыта и меньшей подготовленности кадров1.

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против порядка управления, против мира и безопасности человечества. Следователям органов по контролю за оборотом наркотиков подследственны квалифицированные виды контрабанды; незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт; хищение либо вымогательство; квалифицированные виды склонения к потреблению; квалифицированные виды незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств либо психотропных веществ, а также квалифицированные виды незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

В действующем УПК РФ по-прежнему предварительное следствие по наибольшему количеству преступлений проводится следователями органов внутренних дел, среди них:


Читайте также:

  • Основания отказа в возбуждении уголовного дела контрольная
  • Статья 290 ук рф получение взятки наказание
  • Квартиры вторичное жилье в ипотеку в красноярске